Меню и контакты
Оставьте свои контакты
и я перезвоню в ближайшее время
Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой в отношении обработки персональных данных

Купи мой бизнес! Купи!

О франшизах

Франшиза - это достаточно популярная модель бизнеса, получившая своё распространение с руки грандов рынка. Например, по такой модели работают сети McDonalds, Subway, Starbucks, ныне покинувший Россию Mediamarkt, заправки Лукойл. И вообще, вы удивитесь, когда узнаете как много знакомых вам магазинов и компаний работают по такой схеме: от Пятёрочки до Tele2.

В чем же суть франшизы?

Если в нескольких словах, то компания N, уже добившаяся некоторых успехов, выработавшая успешную бизнес-модель и получающая прибыль, предлагает схему win-win (по-русски "всем хорошо"): она продает на определенных условиях другим предпринимателям или компаниям свои наработки и право работать под своим брендом. А именно, в усредненном варианте компания предоставляет:

  • своё имя, свой раскрученный бренд, под которым будет также работать и франчайзи;
  • маркетинговую поддержку - готовую рекламу или рекламные наработки, рекламные материалы, размещение на "центральном" сайте, маркетинговые планы и стратегию;
  • юридическую поддержку - готовые договоры и все необходимые для ведения деятельности документы. А так же руку юридической помощи в случае возникновения проблем;
  • помощь в найме и обучении персонала - как самого будущего управляющего, так и линейных сотрудников;
  • базу или контакты проверенных поставщиков;
  • клиентскую базу в том или ином объеме

Покупатель франшизы же, в свою очередь, должен:

  • заплатить паушальный взнос = купить право работы под франшизой;
  • платить ежемесячную роялти - как правило, процент с прибыли или продаж;
  • строго следовать корпоративным правилам и стандартам, спускаемым сверху владельцем франшизы. Например, если речь о Subway, то строго соблюдать стандарты качества бутербродов (не плевать в них больше установленного количества раз) и не вносить изменения в рецептуру (не подменять солёные огурчики на маринованные);
  • осуществлять закупок продукции у поставщиков или из "центра" не менее чем на оговоренную сумму.
В чем плюсы и минусы для каждой из сторон?

Плюсы для продавца франшизы очевидны: это достаточно безопасный и безрисковый способ масштабироваться. Завести себе отдел франчайзинга и расширять свою сеть с минимальными (или вообще нулевыми) затратами, перекладывая риски на покупателя франшизы. Минусы:необходимость постоянного контроля, чтобы условный ИП Бобров не загубил в своём регионе репутацию бренда своим раздолбайством или неумелым ведением дел.

Плюсы для покупателя франшизы: можно войти в готовый бизнес, не набивая собственных шишек. Всё дают готовое. Заплати и пользуйся, получай прибыль. Минусы: есть очень существенные риски не потянуть это дело, если нет опыта ведения бизнеса. То есть заплатить паушальный взнос, выплачивать роялти и... разориться. Sad but true. Или связаться с мошеннической франшизой. Об этом ниже.

Плюсы для клиентов: с неописуемой радостью обнаружить, что в ТЦ Ромашка города Усть-Днищенска открылся самый настоящий Старбакс! Вот прям как в кино - и имя на стакане пишут, и не стыдно после школы с одноклассниками подвернуть штаны, стать на гироскутеры и пуская облака из вейпов отправиться в самый настоящий островок цивилизации! При этом клиент и не будет знать, с кем имеет дело: с одним из представительств известной сети, или с местным ИП Бобровым, купившим франшизу на кредитные деньги. Минусы: часто пришедший в город или район города "филиал" известной сети или бренда - это совсем не то, что дают сами владельцы бренда. На практике страдает и качество, и клиентоориентированность.

Какие подводные камни?

Увы, наши реалии. Количество мошеннических франшиз и кидал растет с каждым днем. Можно найти в Сети кучи отзывов о франшизах, где продавец на входе обещает золотые горы, а по факту всё это оборачивается выброшенными деньгами, и при том немалыми, я вам доложу. И это в лучшем случае. Если невнимательно читать договор, то можно встрять на суды, по результатам которых еще останетесь должны.

Количество франшиз на рынке тоже стремится в космос. Франшизы не предлагают только ленивые. Открыли две кофейни в разных районах Уфы и один ларёк на 3кв.м в подземном переходе на окраине Казани - и всё, бегом продавать франшизу "успешной федеральной сети", при том даже не выйдя самим из состояния стартапа. Там где есть деньги - там есть жулики и любители срубить бабла по-легкому. Мир сошел с ума и по франшизам продают даже медицинские клиники. Передаю привет франшизе стоматологической клиники "Демократ", которым я оставил свои контакты в ходе конкурентного ресёрча: более агрессивных навяливателей я еще не встречал. Не помогают никакие аргументы, даже "я ничего не понимаю в медицине, мне это не интересно, отвалите!", продолжают названивать.

При этом приличным и добросовестным людям, продающим хорошие и честные франшизы, приходится выживать на этом рынке, иметь дело с серьезной конкуренцией, где клиенту нужно априорно доказывать, что ты не кидала. Согласитесь, так себе положение дел?


Made on
Tilda